Фронтальность
1) В изобразительном искусстве — изображение какого-либо объекта – здания, предмета, человека или животного – фасадом, лицом, передней плоскостью и пр., то есть прямо обращённого к зрителю. Обычно фронтальность дополняется плоскостной манерой изображения персонажа. Фронтальность предполагает расположение композиции прямо перед зрителем, параллельно нижней линии картины, рельефа, листа и т.д. Обычно фронтальность связана с особой строгостью, торжественностью композиции и подразумевает симметрию изображений и определенную их ориентацию на плоскость.
2) В архитектуре — фронтальная (фронтально-плоскостная) композиция рассчитана на видимость с одной стороны и воспринимается со статичных точек зрения. Например, общий вид дома со стороны входа на участок, фасады зданий, решение отдельных стен. Характерным для фронтальной композиции является расположение всех ее элементов и частей по отношению к зрителю, главным образом, в двух фронтальных координатах — ширине и высоте. Глубинная координата во фронтальных композициях развита слабо или имеет подчиненное значение.
При решении фронтальной композиции главной задачей становится выявление поверхности, которую характеризуют следующие основные данные: соотношение ширины и высоты, форма в плане, абрис или силуэт, наклон относительно вертикали, оконные проемы. Простейшим видом фронтальной композиции является стоящий вертикально прямоугольник. Сужение прямоугольника кверху создает впечатление наклона от зрителя, а сужение книзу — наклона вперед.
Такое же влияние на восприятие прямоугольника оказывает членение. При увеличении частоты членений (горизонтальных или вертикальных) в одну сторону будет казаться, что плоскость загибается. При криволинейных членениях плоскость будет зрительно деформироваться; Если членение поверхности вызвано конструктивными или функциональными требованиями и мы, наоборот, хотим восстановить фронтальность, то этого можно достигнуть, применив дополнительное членение, но в другом направлении (например, введение вертикальных пилястр при нарушении поверхности горизонтальными линиями цоколя, сандриков, карнизов).
Икона Пресвятой Богородицы «Нерушимая стена».
|
Кампанилла на площади Св. Марка. Венеция.
|
Портрет митрополита Димитрия Ростовского. XVIII век.
|