Валентин Серов


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Реальность


(от латинского realis — вещественный, действительный)

Там, где теряется реальность (пейзаж) Все сущее; весь мир в многообразии его форм: материальный мир, объективно существующий в действительности (объективная реальность); и мир, создаваемый индивидуальным сознанием (субъективная реальность). Противоположные понятия — «иллюзия», «фантазия», «идеальное». Понятие «реальность» следует отличать от понятия «действительность». Иногда, под «реальностью» понимают данность объектов в самом широком смысле, и говорят, например, о виртуальной реальности. Понятие реальности изучается разделом философии — онтологией.

Понятие реальность вступает в сложные отношения с понятием бытия:

  • Бытие является совокупностью разновидностей реальности (когда понятие реальности предельно расширено и включает в себя такие понятия как, например, субъективная реальность);
  • Бытие содержит реальность как составную часть (когда реальности противопоставлена ирреальность или сюрреальность);
  • Реальность содержит в себе бытие (в экзистенциализме, где бытием обладает только человек).

В различных философских учениях реальность понимается и трактуется неоднозначно. Стартовые философские представления реальности были созданы в философии Древнего мира (Платон, Аристотель и другие), в которой реальность, как правило, отождествлялась с различными невещественными и вещественными формами бытия. Категория "реальность" была введена в эпоху Средневековья, когда в результате исследования проблемы степеней бытия в схоластической философии 13 в. понятием "реальность" стали обозначать вещи, обладающие "значительной степенью" бытия. При этом наивысшая степень бытия приписывалась Богу, как воплощенной "полноте бытия".

В дальнейшем подлинное содержание понятия "реальность" было предметом дискуссии между лидерами номинализма и реализма, которая повлияла на понимание и трактовку реальности в философии Средневековья и Нового времени. Декарт и Спиноза полагали, что высшей степенью реальности обладают субстанции. Лейбниц считал, что наибольшая реальность присуща монадам. Локк считал, что первичные качества вещей (протяженность, величина, фигура, сцепление, взаиморасположение, непроницаемость, положение, количественные характеристики, толчок, механическое движение, покой, длительность) обладают большей реальностью, чем вторичные (цвет, звук, вкус, запах и т.д.).

Беркли утверждал иерархию степеней реальности от высшей (присущей Богу) до низшей ("живых" идей, т.е. ощущений). Юм и Спенсер полагали, что наибольшей реальностью обладают впечатления. Кант осуществил важное подразделение реальности на "эмпирическую реальность" явлений и категориальную реальность как "трансцендентальную материю всех предметов" познания. Фихте считал, что реальность совпадает с активностью. Гегель утвердил статус реальности как онтологической и логической категории.

Нереальная реальность (фото В. Пинке)В философии Новейшего времени проблема реальности получила различные трактовки. В лингвистическом позитивизме (Витгенштейн, Остин и другие) понятие "реальность" приобретает набор различных значений ("обычный", "естественный", "живой" и прочее). В реизме утверждается, что подлинная реальность присуща только вещам (Брентано, Т. Котарбиньский и другие). Принципиально важным этапом понимания и трактовки реальности стала материалистическая традиция (Маркс, Энгельс и другие), утверждающая наличие объективной реальности (т.е. материальной реальности, всего материального мира в целом) и субъективной реальности (т.е. духовной реальности), которая, как правило, отождествляется с сознанием и его деятельностью.

В современной теории и практике роль категории "реальность" и концепций реальности существенно возрастает. По В.И. Овчаренко и А.Е. Иванову, подразделение реальности только на объективную и субъективную является необходимым, но недостаточным. Потребности теории и практики (выступающей в качестве критерия реальности) предполагают как минимум подразделение ее на естественную реальность (т.е. реальность, порожденную природой) и искусственную реальность (т.е. реальность, созданную в результате творческой производительной деятельности людей). При этом особое значение приобретает вопрос об их соотношении, взаимодействии и построении соответствующих моделей. Большой интерес представляет исследование и классификация различных видов искусственной реальности. Одной из наиболее важных разновидностей искусственной реальности является "виртуальная реальность", место, роль и значение которой в жизнедеятельности человечества стремительно возрастают.

Сейчас существует две основные трактовки реальности: реализм, утверждающий объективное существование реальности, которая лишь открывается человеком в процессе познания, и феноменализм, утверждающий, что реальность зависит от познавательной активности человека и конструируется в последней. Например, с точки зрения феноменализма олимпийские боги для древнего грека были такой же реальностью, как и электрон для современного учёного.

Реальность жизни (И. Охапкин)
Реальность жизни.
И. Охапкин.

Реальность миражей
Реальность миражей.

Виртуальная реальность
Виртуальная
реальность.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.