Фактура
(от латинского factura — обработка, строение)
1) В общем смысле — особенности отделки или строения поверхности какого-либо материала.
2) В музыке — совокупность средств музыкального изложения (мелодия, аккорды, полифонические голоса и т.п.), образующая технический склад произведения. Фактура обусловлена содержанием произведения, композиционными принципами, а также выразительными возможностями и техническими особенностями музыкальных инструментов или голосов.
3) В живописи и скульптуре — своеобразие художественной техники в произведениях искусства. Также — материальные, осязаемые свойства поверхности художественного произведения, использованные как средство правдивого изображения действительности. Фактурные различия зависят от особенностей натуры (кожа человека передается в скульптуре более гладкой фактурой, чем волосы; ярко окрашенные места и блики в живописи выполняются более густыми, рельефными мазками), от особенностей материала (гранит имеет более неровную, зернистую структуру, чем мрамор), от назначения и размеров произведения (фактура эскиза, этюда обычно более свободная, чем фактура картины).
Художник достигает зрительной выразительности, сопоставляя фактуры различных предметов или их деталей, используя специфику материала и разнообразные художественные техники. Он создает поверхность картины, такую, какую ему подсказывают вкус и чувство. Эта поверхность может быть гладкой или шероховатой, а краски можно смешивать, наносить мазком или один красочный слой покрывать другим прозрачным слоем (лессировка). Краска, разведенная жидко или густо, мазок, положенный в разных направлениях, по-разному отражают свет, создают блеск или матовость, сообщают внутреннюю жизнь художественному образу.
Характер фактуры меняется со временем, например в XVI—XVIII веках предпочитали «скрытую», гладкую фактуру живописи, полированные поверхности в скульптуре, в XIX—XX веках оценили «открытую» фактуру – неровные слои краски и широкие мазки в живописных работах, следы резца, необработанные места — «шубу» камня в скульптуре), выказывающую творческий почерк, темперамент мастера, что раньше было свойственно единичным художникам, таким, как Микеланджело, Рембрандт, Франс Хале, Оноре Фрагонар.
Великий итальянский художник Караваджо использовал приемы многослойного наложения краски, расплавляя мазок лаком. Он достигал на своих картинах высочайшей иллюзорности изображения. Свойства краски полностью подчинены передаче внешнего вида предмета. Возникает фактурная выразительность упругих персиков, нежной кожуры прозрачного винограда и сочной мякоти арбуза, а плотная белая скатерть контрастирует с отсвечивающим стеклом.
Совсем другое отношение к краске и поверхности холста у великого голландца Ван Гога. Для его живописи характерны темпераментные красочные мазки, передающие ощущение нервной энергии мастера. Фактура словно раскрывает процесс его работы над полотном. Плотные рельефные мазки лепят пенящиеся белые гребни волн, которые словно выплескиваются через поверхность холста.
Для современных художников фактура — одно из главных выразительных средств. Изображение не просто воспроизводит внешнее подобие предмета, а создает у зрителя ассоциативный художественный образ. Привычные качества предметов могут меняться, а красочная фактура часто приобретает самостоятельное значение, вызывая череду ощущений и чувств. В XX веке широкое распространение получила техника коллажа, наклеивания на полотно реальных предметов. Осязательная конкретность поверхности усиливается внесением предметных фактур — посыпки песком, наклейки дерева или бумаги.
4) В бухгалтерском учете — препроводительная опись посланного товара со включением цены. Иногда используется счет-фактура для подтверждения потребителем получения товаров/услуг.
Фактура.
|
Цвета и фактура леса. В. Волосов.
|
Терраса кафе ночью. Винсент ван Гог.
|