Валентин Серов


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Великоустюжское чернение по серебру


(от названия города Великий Устюг)

Кофейный сервиз Русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге. Изготовлялись серебряные табакерки, портсигары, подстаканники, шкатулки, коробки, флаконы и прочее с поверхностью, тщательно украшенной чернью: в 18 веке — богатый орнамент и занимательные сюжетные рисунки (мастера М.М. Климшин, А.И. Мошнин и др.); в 19 веке — более сухие, часто документальные изображения городов и географических карт (мастера Жилины и др.).

В середине 19 века получил развитие растительный узор, построенный на контрастах тёмного и светлого и сплошь покрывающий поверхность брошей, запонок и др. (мастер М.И. Кошков). К началу 20 века промысел заглох. В 1929 г.  начал возрождаться (мастерская под руководством М.П. Чиркова). С 1933 г.  работает артель (с 1960 г. — фабрика) «Северная чернь» (художественный руководитель Е.П. Шильниковский); изделия украшаются тщательно выполненным черновым рисунком, равномерно заполняющим поверхность.

В многовековой истории художественной обработки металла в России искусство чернения по серебру занимает одно из ведущих мест. Уже со времен Киевской Руси черненое серебро стало изюминкой русского ювелирного искусства. Технология чернения состоит в том, что черный сплав, состоящий из традиционных компонентов на основе серебра, вплавляют в углубления основного металла (в частности серебра), чтобы украсить изделие путем достижения в рисунке цветового контраста. Одно из первых сохранившихся документальных упоминаний о великоустюгской черни относится к 1683 году.

Ложка (великоустюжское чернение)В XVIII веке черневое искусство в Великом Устюге достигло наибольшего расцвета. Великоустюгские мастера освоили целый ряд художественных и технических приемов, придававших их работам черты неповторимого своеобразия. Благодаря талантливым мастерам «северная чернь» обрела свое уникальное место в черневом искусстве оказав влияние на многие центры русского ювелирного производства черневых изделий. Так, например, архивные документы указывают, что в 1744 году в Москву был вызван великоустюгский мастер Михаил Климшин «для обучения оного мастерства московских жителей из купечества». Изделия мастеров 18 в. - табакерки, коробочки, потиры, оклады евангелий и икон и т.д. - отличаются изящными и разнообразными формами. В работах сочетается матовый фон серебра с золотом и глубоким бархатистым черновым рисунком. Изображения силуэтны и лишены мелкой детализации, гравировка их сочная и мягкая. Развитию чернового искусства способствовало и открытие в 1762 г. фабрики братьев Поповых, которая просуществовала 15 лет. Влияние устюжской черни сказалось на развитии всех художественных центров Севера - Вологды, Архангельска. Вятки.

Наперсток (северная чернь)Постепенно в течение XIX века в силу исторических и экономических условий промысел пришел в упадок. Возрождение «северной черни» в XX веке связывают с именем потомственного мастера М.П. Чиркова. Под его руководством молодые мастера освоили художественные приемы и технику черневого дела. Объединившись в 1933 году в артель «Северная чернь», они наладили выпуск ювелирных изделий. С привлечением на работу в артель Е.П. Шильниковского – выпускника Петербургской Академии Художеств, возрос художественный уровень создаваемых изделий, в результате чего великоустюгское черневое серебро вновь получило мировое признание.

В 1937 году на Всемирной выставке в Париже, за комплект посуды с рисунками по мотивам сказок А.С. Пушкина, артель «Северная чернь» была удостоена Большой Золотой медали. Изделия «Северной черни» экспонировались в Нью-Йорке, Лондоне, Милане, Лейпциге, Праге и других городах более двадцати стран мира, повсюду получая восторженные отзывы. Изделиям ЗАО «Северная чернь» неоднократно присуждались призовые места на различных российских и международных конкурсах и выставках. С работами великоустюгских мастеров можно познакомиться в ведущих музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада, Архангельска, Вологды, Великого Устюга. Росли объемы производства, в 1960 году артель была преобразована в фабрику, получившую в 1973 году статус завода.


Чаша (северная чернь)
Чаша.
Северная чернь.

Подарочный набор из серебра
Подарочный набор
из серебра.
Северная чернь.

Блюдо (великоустюжское чернение)
Блюдо.
Великоусюжское
чернение.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Валентин Серов. Сайт художника.