Филигрань
(по-итальянски filigrana, от латинских слов filum — нитка и granum — зерно, так же называют сканью)
Один из типичных способов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется филигранью, или сканью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки.
Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается контур будущего узора. После собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Филигрань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Подобная техника создаёт бесконечное множество вариантов соединения филиграни с зернью, создания прекрасных геометрических и растительных орнаментов, сочетания с камнями и гладкими металлами.
В Киевской Руси техника скани стала использоваться с IX—X веков. В то время витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия XII—XIII веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с XIII века — ажурной и рельефной филиграни, в производстве стали использоваться камни. В начале XIV века мастера стали обогащать филигранный орнамент цветной мастикой, а в XV и XVI веках мастику заменила яркая многоцветная эмаль. Скань и эмаль стали неразлучными спутниками и использовались для изготовления изделий и украшений для быта. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными филигранщиками в то время были Иван Фомин и Амвросий.
В XVIII—XIX веках изделия с филигранью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С XIX века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.
В годы советской власти филигрань широко применялась в художественной промышленности (изделия Красносельского ювелирного завода в Костромской области, Мстёрской художественной фабрики «Ювелир» (с 1937 года) во Владимирской области, Ереванского ювелирного завода и многих других). Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и т.п.
Известный современный художник-ювелир Юлия Маланчук, продолжая традиции древних мастеров, включает древние техники — ювелирную филигрань и зернь в модные высокохудожественные ювелирные изделия и украшения. Созданная ею с высоким мастерством копия Шапки Мономаха для фильма Сергея Бондарчука «Борис Годунов» как драгоценность хранится в музее Мосфильма.
В настоящее время филигранью украшают праздничную посуду, шкатулки, множество разнообразных вещей. Выделяют кованую филигрань, которая используется для изготовления браслетов и колец из толстых проволок веретенообразной формы.
Гарнитур Кораллы. Ю. Маланчук.
|
Выставка Ю. Маланчук. Филигрань.
|
Шапка Мономаха. Ю. Маланчук.
|